http://www.vesti7.ru/vh?cid=770324
Автор: Дмитрий Киселёв
Сюжет "Вестей недели" о странностях современной российской театральной режиссуры и вопрос, должно ли государство все это финансировать в существующих масштабах, породил довольно острую дискуссию. Громким голосом в ней стал режиссер "Гоголь-центра" в Москве Кирилл Серебренников. По его логике, театр должен иметь право на эксперимент, а государство обязано его финансировать. Если государство не готово финансировать эксперименты, то тогда пусть закроет и все НИИ, где эксперименты производятся.
Хлесткий посыл. Однако есть сомнения. Первое: не все то, что называется "экспериментом" - эксперимент. Часто этим словом прикрывается не что-то новое, исследовательское, а просто выбор иной системы ценностей, в которой и нового-то по сути нет. То есть нам предлагают некий подлог, подмену, пошлость. Яркий глянец, за которым - пусто. Зрителя завлекают дешевыми приемами, свойственными низкопробной эстраде, а нам говорят, мол, эксперимент. Если не понимаете, значит, вы отстой, лапотная Россия.
Второе сомнение: стоит ли все это финансировать? Любое управление - это всегда управление через столбцы цифр. Это оплачиваем, а это - нет. Сейчас "Гоголь-центр" оплачиваем, а детские мультики - например, "Гору самоцветов" - нет. Постановку "Руслана и Людмилы" в Большом, где богатыри отдыхают в борделе, а публика при этом с балконов кричит "Позор!" оплачиваем, а детское и подростковое кино - вообще нет, ни одного фильма. Раньше хоть были "Дети капитана Гранта", "Буратино", "Не болит голова у дятла", "Кортик", "Вам и не снилось", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Первоклассница", сейчас - ничего подобного. Ни одного фильма для детей и подростков в России не снято, не снимается и в планах нет. Зато финансируются из казны сотни театров, где со сцены - надо думать, в качестве эксперимента - мат, обнаженка и непристойности. Вообще снижение планки, стиля, норм.
Нечто подобное было характерно для площадных забав Средневековья, где публика - подвыпившая толпа, из которой надо было вытрясти монетки. Вот перед государством и стоит выбор: оплачивать это? А если да, то за счет чего? Ведь всегда что-то за счет чего-то. А параллельно многие вполне здоровые провинциальные театры - в разрухе. Денег нет ни на декорации, ни на костюмы. А порой и даже на сцены. При этом не очень нуждающийся Кирилл Серебренников презрительно говорит: "Власть пользуется дворовой логикой шпаны", деля всех на своих и чужих. Но ведь по логике, которую так презирает сам Серебренников, он-то как раз самый обласканный и, выходит, свой?
Автор: Зинаида Курбатова
Кирилл Серебрянников - один из самых знаменитых режиссеров столицы. С 2012 года - художественный руководитель "Гоголь-центра". Он ставит эпатирующие спектакли. Чего стоят, например "Мертвые души"! Его поддерживает креативный класс. Он - человек публичный, часто дает интервью. На критику не обижается.
"Опора на большинство идет везде, поэтому надо против этого большинства поставить какого-то, желательно смешного и легко уничтожаемого врага. Потому что если враг будет какой-то мощный, это большинство разбежится. Должен быть какой-то жалкий гений или несчастный интеллигентик в очках, на которого легко гаркнуть - и он растворится в почве. Это должен быть западник", - рассуждает Серебрянников.
Если Кирилл Серебрянников о себе говорит, как о жалком интеллигентике, то он кокетничает. Жалким интеллигентиком удачливого режиссера с брутальной внешностью никак не назовешь. И в почве его растворить сложно: у него - имя, театр, государственное финансирование.
Один из спектаклей режиссера Константина Богомолова - "Братья Карамазовы". Он идет на сцене МХТ, в святая святых. Зал набит до отказа. Это спектакль-шок. Старец Зосима, развязно танцующий под песню Аллы Пугачевой, и лесбийская парочка Грушенька - Катерина Ивановна. Все - для развлечения зрителя. Любимый прием Богомолова, когда герои неожиданно начинают танцевать под попсу.
"Современные навороченные режиссеры отличаются тем, что ставит спектакли, не имеющие к первоисточнику вообще никакого отношения. Ну, если первоисточник ими лично написан, тогда отношение есть, но такого они почему-то не делают и предпочитают присасываться к каким-нибудь известным произведениям, их поганить и выезжать на дешевом эпатаже", - считает заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой мастерства актера в Театральном институте имени Б. Щукина Павел Любимцев.
"Осмыслить классику, проникнуть внутрь этого текста - вот что отличало лучшие спектакли Товстоногова, Любимова. Каждый находил свои смыслы и своего зрителя. Но это никогда не было стремлением протащить свою третьесортную идею за счет того, что сказал, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Лев Толстой", - отметил заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов.
"Я однажды в своей жизни слышал разговор. Кто-то похвалил Рихтера: "Как вы сонату играете потрясающе, как вы угадали это?" Он сказал: "Ничего я не угадывал, я просто внимательно прочитал ноты". Вот надо, чтобы прочитали пьесу внимательно. А то орут, надрываются. Я смотрю и думаю: сейчас умрет человек! А понять не могу, про что дело", - сказал народный артист СССР, худрук Московского драматического театра Армен Джигарханян.
Один из лучших спектаклей Москвы - "Рассказы Шукшина" - идет в Театре наций. Поставку осуществил режиссер Алвис Херманис. Со сцены звучат тексты Шукшина без переделок. Огромный успех! Но это не модно. Модно классику перекраивать.
Сполна досталось "Евгению Онегину". Есть постановка, где Онегин убивает Ленского из охотничьего ружья. Есть, где Ленский стреляет сам в себя. Меняют текст. Так, зрители богомоловской постановки "Идеального мужа" в МХТ простодушно думают, что слышат текст Уайльда.
"К "Идеальному мужу" это варево не имеет никакого отношения. Там просто нет ни одного слова из пьесы "Идеальный муж" - все переписано. Честнее было бы написать: Константин Богомолов,по мотивам Оскара Уальда", - отметил Павел Любимцев.
Константин Богомолов обещает в ближайшем будущем приступить к постановке "Бориса Годунова" на сцене Ленкома. Можно предположить, режиссер будет верен себе.
"Я не сторонник жестких запретительных мер, но все должны знать свое место. Если Серебренников ставит свои спектакли в некоем подвале на сто мест в каком-то народном театре и туда приходят любители такого искусства, пускай они приходят и смотрят. Когда он это ставит на академической сцене, то это не нормально и совершенно невообразимо. Они присасываются к известным названиям", - сказал Павел Любимцев.
"Как в свое время было сказано Ильфом и Петровым, вся контрабанда делается на Малой Арнаутской улице. Их всего два с половиной человека, но сверхзадача - получить театр. Сначала - борьба за бюджет, потом - за власть. Они делают вид, что как бы находятся с властью в оппозиции", - подчеркнул Борис Любимов.
На Западе большую часть постановок осуществляют за счет спонсоров. Получить государственный грант сложно. В Германии, например, это решает серьезный худсовет. В России нет ни государственного заказа, ни художественных советов. И не предвидится.
"Государство не финансирует, как правило, конкретные постановки. Оно финансирует театр как учреждение. Но я считаю абсолютно неправильным, если чиновник будет переписывать сценарий, назначать актеров в те или иные постановки, давать прямые указания художественному руководителю, что ставить, а что - нет. Это не дело чиновника", - заявил министр культуры Владимир Мединский.
Поэтому на руководителе театра - огромная ответственность перед зрителем. Его не должны подводить художественная интуиция и вкус.
"Вспомним Лорку, который говорил, что театр - барометр здоровья нации. Театр искореженный, у которого вместо крыльев - копыта, способен опошлить и опоганить жизнь целого поколения. Есть нормальные театры, но в наступление идут ненормальные, уроды, наглые, тошнотворные", - уверен Павел Любимцев.
http://www.vesti7.ru/archive/news?id=42238