_______________________________
25 Июля — Прокл Великие Росы. Хотя «на Прокла поле от росы промокло», крестьяне ей рады были. Потому что в этот день наличие на полях росы и тумана хорошую погоду предсказывало, а вот их отсутствие грозило затяжным ненастьем.
Да и потом непростыми считались Прокловы росы. Старушки-знахарки давно уже в них чудодейственную силу приметили, способную от многих болезней исцелить, а при большой нужде от призора и сглаза избавить.
До сих пор считается, что бывают глаза у людей добрыми, чистыми, а бывают и дурными, способными беду навлечь. При встрече с подобным
человеком надо трижды плюнуть через левое плечо и прошептать: «Черный глаз, не гляди на нас» — и в воображении накрыть его ну хотя бы стеклянным колпаком.
А кроме того от сглаза и раньше и теперь защищаются следующим образом: прикусывают кончик языка, сворачивают пальцы кукишем, стучат трижды по дереву, носят в кармане стручок фасоли, надевают белье наизнанку, умываются с серебряной ложки, прикалывают к одежде булавку и никогда не называют чужому человеку настоящего имени новорожденного.
Ну а если случилось несчастье и кто-то, несмотря на все предпринятые меры предосторожности, смог навлечь беду на вас или близкого вам человека, попробуйте воспользоваться одним из «дедовских» методов лечения призора.
В старину, например, брали воды непитой, никем не отведанной (для этого-то как раз Проклова роса и годилась), вынимали из печки 3 уголька, доставали щепотку соли, стоящей на столе в Великий Четверг, и все это складывали в один стакан. Затем дули над ним 3 раза и трижды сплевывали в левую сторону. После этого трижды сбрызгивали той водой больного, давали трижды из стакана отхлебнуть и вытирали ладонью грудь против сердца. Потом заставляли больного обтереть лицо рубашкой, а оставшуюся воду выливали под притолоку. Некоторые к такому «знахарскому» составу добавляли еще и кусочек мха, вынутый из угла избы, а кое-кто читал над водой молитву.
Женщины, чтобы избежать сглаза или попытаться снять его, проводили рукой сначала по ягодицам, а потом по лицу и приговаривали: «Как ты у меня неглазливая, так и я бы неглазливой была».
Если кто-нибудь говорил молодой матери, что ребенок ее пригож и весел, по старинному обычаю следовало трижды облизать ему лицо, каждый раз сплевывая на землю, причем так же поступать и при каждом его купании, на всякий случай. Известно же: «Береженого Бог бережет».
В общем от сглаза, судя по всему, избавиться можно было довольно просто, даже не прибегая к помощи знахарей и чародеев. А вот с порчей все обстояло гораздо сложнее, потому что в отличие от сглаза она не простым человеком напускалась, а ведьмой или колдуном. Да еще не просто так, а при помощи наговора, напуска или относа.
Наговаривали обычно на хлеб, воду, соль, напускали несчастья по ветру, реке, следу, а относом называли наговоренные и подкинутые в дом или на дорогу вещи: кресты, пояса, рубахи и даже игрушки. Порчу могла причинить и кладь, которую чародеи зашивали новобрачным в подушки или перины. Ей мог оказаться женский волос, спутанный в комок, косточка, взятая с кладбища, или несколько волчьих ягод.
От порчи, нанесенной с помощью клади, избавлялись лишь обнаружив ее и отнеся в дом человека, который ее подложил. От несчастья или болезни, причиненной относом, спасались тем, что несли найденную вещь на место, с которого ее подняли. А от напускной порчи мог избавить только очень опытный знахарь. Но и он частенько ничего поделать не мог, а лишь руками разводил, говоря: «Сделано крепко и завязано туго — мне не совладать».
Но считалось, что если успел чародей умыть человека Прокловой росой и тем самым обезопасить его от порчи и сглаза, другому колдуну навредить чем-либо тому человеку было уже невозможно. Ну а для верности пользовались люди бесчисленным множеством самых разнообразных «отводящих» порчу средств: луком, чесноком, янтарем, ладаном и крестом, столь ненавидимым всеми представителями злого мира нашего воображения.
Впрочем, говорят, от многих напастей мог уберечь и самый обыкновенный чеснок.