Александр Сергеевич так и не понял, когда и в какой момент его дочь стала отдаляться от него. Она стала очень часто надолго уходить из дома, часами общалась с кем-то по телефону.
Повесила на стенку портрет какого-то хмурого человека с острым пронзительным взглядом. Под фотографией стояла подпись: «Рон Хаббард» (Наташка смотрела на портрет с обожанием).
В доме появились странные книги. Одну из них, в яркой глянцевой обложке, где на фоне изображения извергающегося вулкана было написано: «Дианетика — современная наука душевного здоровья» Л.Рон Хаббард», Наташка постоянно совала отцу и умоляла почитать. Александр Сергеевич нехотя полистал томик, прочел, что «цель жизни есть бесконечное выживание», и ему стало неинтересно.
Чем же, в таком случае, мы отличаемся от животных и растений? Но дочь продолжала настаивать. С необычным для нее пафосом она твердила: «Дианетика — это новая наука о мышлении. Она открыла источник всех человеческих проблем, депрессий, она может излечивать 70% всех органических заболеваний и восстанавливать духовный и интеллектуальный потенциал, заложенный в человеке».
Александру Сергеевичу, наконец, надоело слушать этот «бред», и он резко оборвал дочь. Та обиженно замолчала и замкнулась. Через некоторое время Наташа уехала в Москву на какие-то курсы. Вернулась она ещё более странная и какая-то нервно-восторженная. Заявила, что прошла обучение в московском «Гуманитарном центре Хаббарда» и теперь владеет разными методиками, участвовала в групповом одитинге, где узнала множество новых процессов.
Александр Сергеевич не стал её слушать. А потом случилось то, что сильно его взволновало. Наташа вместе с толпой молодых людей вышла на площадь к «Белому дому», где была проведена настоящая демонстрация против психологов и психиатров — главных врагов всех саентологов. Но больше всего его поразил тот факт, что в следующий раз на очередные курсы в Москву вслед за дочерью подалась и жена.
По приезде из столицы супруга и дочь заявили ему, что теперь они являются членами общественной организации «Саентологический центр» и считают целью своей жизни пропагандировать философские идеи и учения Рона Хаббарда. И если он позволит хоть одно неуважительное слово в адрес Основателя, то вмиг перестанет быть для них мужем и отцом.
Александр Сергеевич, не приняв их слова всерьез, стал усмехаться, и тут разразился настоящий скандал. Женщины заявили, что он является ПЛ (Подавляющей Личностью) и ПИНом (Потенциальным Источником Неприятностей), потому жить с ним рядом опасно и просто вредно. После этого жена и дочь побросали в сумки свои вещи и ушли из дома, громко хлопнув дверью.
К сожалению, история семьи Демченко не является чем-то сверхординарным. Многие семьи, где люди начинали серьезно увлекаться саентологическими идеями, постигает в конце концов такая же участь.
Саентологическая организация действует во многих странах. Программный труд основателя учения, Рона Хаббарда, «Дианетика — наука душевного здоровья» переведен на 65 языков мира. По количеству переводов он был внесен в Книгу рекордов Гиннесса.
В России центры саентологии и дианетики активно действуют в 42 городах.
Почему же, несмотря на многочисленные примеры, судебные разбирательства, публикации о чрезвычайной опасности этой организации, которую в прессе часто называют «тоталитарной и криминальной», сотни и тысячи людей во всем мире продолжают приходить в эту секту и не могут найти в себе силы выйти оттуда? Почему Рон Хаббард судебно преследовался как мошенник, его труды запрещены в некоторых странах Европы, а у нас открыто продаются его книги?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить профессора, кандидата психологических наук Фарита Шагитовича Шарипова и социального психолога, консультанта по помощи жертвам деструктивных культов Михаила Валерьевича Вершинина.
Ф.Шарипов: Вообще, у нас в стране отношение к чуду, к автоматическому решению проблем всегда превалировало. Особенно это проявилось во время перестройки. Именно тогда, когда люди пытались старыми экономическими стереотипами решать новые проблемы, активизировалась вся сектантская братия. Они легко вычисляют «проблемного» человека, окружают его заботой, обещают помощь.
В конечном счете, человек ничего не получает, а вот себя теряет окончательно. Зачем люди идут туда, выкладывают за курсы сотни тысяч рублей? Многие, особенно молодые, люди воодушевляются идеями Рона Хаббарда о создании «цивилизации, в которой нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь права, где человек свободен подняться до больших высот».
Методы воздействия на человека в этой организации тщательно проработаны, ориентированы на установление полного контроля и абсолютное подавление личности. Регулярно каждый саентолог проходит специальные аудитинги, цель которых — проверка на абсолютную преданность организации и делу Хаббарда.
Наиболее значительным преступлением является «действие или бездействие, сознательно предпринятое, чтобы подавить, сократить или помешать саентологии или саентологам». За это провинившийся член организации может подвергнуться самому страшному наказанию — «исключению из саентологии».
Здесь-то и раскрывается сущность организации Хаббарда и методы её воздействия на психику человека. Адепт настолько зомбирован, что уже не в состоянии прожить без саентологии — он сходит с ума.
М.Вершинин: Я с 2001 года серьезно занимаюсь культами, сектами и радикальными организациями. Саентологию считаю одним из самых опасных деструктивных культов, действующих на территории России. Это хорошо отлаженный механизм по выкачиванию денег и оболваниванию людей. Они знают, как заставить человека повести себя в определенной ситуации, определенным образом и чтобы он сделал то, чего не хочет.
Ничего нового они здесь не придумали. Стандартный набор психологических манипуляций. Важнейшими целями действия саентологов является нажива и достижение как можно большей власти. Конечно, подобные стремления не новы для нашего «цивилизованного» мира. Но тот невиданный размах, который приобрела деятельность саентологических организаций в достижении своих целей, не может не вызвать опасения у здравомыслящих людей нашего времени.
Развернув массовую рекламу своих многочисленных курсов и нисколько не смущаясь лживостью рекламных заявлений, саентологи за прохождение самых примитивных из них взимают от 39 до 190 долларов США. Я лично видел расписки людей, где они писали, что, если не доучатся, должны вернуть 15–20 тысяч долларов саентологическим организациям в Самаре.
Ф.Шарипов: Саентология опасна прежде всего тем, что, в отличие от других культов, захватывает целые предприятия. В нашем городе существует большое количество солидных компаний, где люди вынуждены под угрозой увольнения изучать дианетику, за свои деньги проходить курсы «очищения сознания». У меня на приеме была клиентка, которая работала одним из руководителей большой самарской компании.
С тех пор, как руководители этой организации стали заниматься саентологией, а она не захотела, как большинство, изучать дианетику и прославлять Хаббарда, её даже подчиненные стали воспринимать как врага народа. Все потому, что она не делала все по стандарту, а хотела сама принимать решения, без письменного согласования сверху.
Все люди в компании живут в страхе быть наказанными за нарушение стандарта. Когда моя клиентка решила передать своей подчиненной новые функции, хорошо зная, что та справится, то столкнулась со странной реакцией той. Очень перепугавшись, подчиненная начала говорить: «А как же я могу начать работу, если в моей должностной инструкции и в маршруте это не прописано?»
Сознание людей стало уже настолько забитым, что они даже мысли не могут допустить, чтобы отступить от этих рамок. И никакие доводы клиентки, что стандарты нужны только на производственных предприятиях, а в торговых нужна гибкость, чтобы не задушить бизнес, руководителей не убедили. Вывод — крупный мебельный салон становится убыточным.
М.Вершинин: В организации хранится «этическое дело» на каждого саентолога и досье на каждого человека, прошедшего хоть один саентологический курс или иным образом попавшего в поле зрения организации. Все члены организации обязаны писать рапорты о всяком нарушении, замеченном ими у другого члена организации. Недонесение карается не менее строго, чем само нарушение.
Серьезно занимаясь деструктивными культами, я побывал на некоторых занятиях саентологов и за время своей практики лично видел внутренние отчеты, где люди доносили на самих себя, если вдруг совершили что-то, что противоречит правилам организации. В саентологии достаточно часты случаи суицида. Например, во Франции саентологию начали преследовать, когда по стране прокатилась целая волна самоубийств.
Но самым шокирующим стало самоубийство одного знаменитого французского архитектора. Утром он встал, выпил стакан сока, поцеловал жену, ушел в комнату и выбросился из окна, оставив записку: «У меня больше нет денег, чтобы оплачивать курсы, и я выбираю смерть». Для него смерть оказалась более легким избавлением, чем прекращение занятий.
Ф.Шарипов: Специальная комиссия австралийского штата Виктория ещё в 1965 году заявила: «Саентология — это не просто зло, это Зло с большой буквы». Одним из очень опасных движений «Церкви саентологии» считаю реабилитационную программу для алкоголиков и наркоманов «Нарконон». Эта программа по детоксикации основана на саентологической процедуре под названием «очистительный марафон».
На первый взгляд, все вроде бы безобидно — ежедневная сауна в сочетании с бегом и массированным приемом витаминов, отчего происходит полное очищение организма от токсинов и других вредных веществ. Однако на самом деле «марафон» состоит из ежедневной пятичасовой отсидки в сауне в сочетании с пробежками и громадными дозами витаминов, которые превышают допустимые дозы в 10–15 раз.
Многие врачи не раз заявляли, что подобные «марафоны» потенциально смертельны. В Великобритании, Нидерландах и США были случаи, когда клиенты умирали во время этой процедуры.
М.Вершинин: Саентология — это движение, куда входят около 15 различных организаций, формально между собой не связанных. Например, есть «Центр знаменитостей», где проводится работа только с артистами и музыкантами. «Хаббард-колледж» занимается обучением менеджеров «профессиональному управлению» с помощью методов дианетики. «Церковь саентологии» утверждает, что она религиозная организация.
Странная, правда, эта религия. Бога у них нет. Их бог — Хаббард, который последние годы своей жизни сидел на психотропных лекарствах и был наркоманом. Это психически больной человек, который скрывался от 5–6 стран, плавал только в нейтральных водах, чтобы его не арестовали за неуплату налогов. Который довел одного из своих детей до самоубийства, любил рисовать на листочках гениталии и объявлял, что он Антихрист.
А саентологи поклоняются ему и верят, что есть инопланетная организация, которое контролирует правительства во всех странах и всю Землю. И они избраны, чтобы с ними бороться. В общем, это по-своему больные люди. Культы и секты будут всегда, т.к. они часть общества. Но постоянная борьба может все-таки снизить вред, который наносят эти организации.
Не так давно вышло очередное постановление прокуратуры Самарской области об очередном закрытии Самарского центра дианетики. Подобные постановления были и раньше. Но, к сожалению, это вряд ли что изменит. Закроется одно ООО, откроется другое, с небольшим изменением в названии, другими учредителями. И все с точки зрения закона будет правомерно…
Ирина Дубровкина
http://www.socgazeta.ru/?type=special&area=1&p=articles&id=495