Российский писатель Сергей Лебедев сомневается в скором расколе украинского народа, как то предрекает российская пропаганда. Свою точку зрения россиянин отразил в статье, опубликованной в немецкой газете Die Welt.
«Так, осенью 2012 года я путешествовал по Украине от Львова до Харькова. Я ехал по маршруту своего прадеда, который во время Первой мировой войны был начальником военного госпиталя и прошел этот путь вместе с Русской императорской армией, — пишет Лебедев. — И до этого путешествия мне часто говорили, как сильно отличаются друг от друга Западная и Восточная Украина, мол, между ними якобы есть непримиримые противоречия». Также «меня предупреждали о том, что во Львове надо быть осторожнее, поскольку там не любят русских». «Позднее тема «раскола» и невозможности сосуществования стала главным аргументом российской пропаганды», — подчеркивает Лебедев.
«Но при этом в самой России никто не говорит о том, что в России также есть множество потенциальных и реальных линий раскола, которые в действительности оказываются намного глубже, чем те, что есть на Украине», — продолжает автор, приводя в пример то, что столица любой из северокавказских республик отличается от Москвы или Санкт-Петербурга намного сильнее, чем Львов от Донецка. «Да и Владивосток, расположенный вблизи от Японии и Китая, сильно разнится с Мурманском, ориентирующимся на скандинавские страны». «В свою очередь, так называемая «вертикаль власти», которая держит все это воедино, существует только благодаря коррумпированной лояльности местных элит и покорности граждан, которые так и не смогли стать гражданами в настоящем значении этого слова, — комментирует Лебедев. — Мы (россияне. — Прим. ред.) предпочитаем обращать внимание на проблемы наших соседей».
«Неделю назад я опять был на Украине, — продолжает Лебедев. — Будучи русским, ты испытываешь невыносимый стыд на Украине. В том числе — при взгляде на военные конвои и десятки погибших солдат. (…) Все потому, что ты знаешь, что в этом виноваты мы. Наши так называемые «вежливые люди», наши танки и оружие, наши солдаты, которых на Украине якобы нет. Но почему это было сделано?»
«А мой ответ таков: для того, чтобы объединить Россию кровной виной, чтобы навязать стране пособничество. Это проверенный сталинский способ для того, чтобы добиться лояльности, — рассуждает Лебедев. — Более того, никто не хочет быть преступником, но когда преступление уже совершено, люди, как правило, предпочитают отрицать его факт и втолковывают всему миру и самим себе, что это была борьба за хорошее дело, что это была защита национальных интересов и так далее».
И Владимиру Путину удалось «добиться успехов в этом деле. Россияне поддерживают внешнюю политику своей страны не только потому, что они одобряют ее, а еще и для того, чтобы смыть с себя позор и вину», заключает писатель.
http://www.welt.de/kultur/literarischewelt/article150679470/Als-Russe-empfindet-man-eine-unertraegliche-Scham.html
http://www.inopressa.ru/article/07Jan2016/welt/literarische.html