Думаю, это могло выглядеть так. Жил в Израиле чистый сердцем, мудрый, верующий человек по имени Иисус. Он понимал, что несовершенство жизни на земле – это данность, принципиально изменить которую человек не в силах. И потому, следует все свои силы направить на то, что в силах человека – изменить себя. Израиль, в то время, уже веками ждал обещанного пророками Мессию (Христа), который должен был устроить Израилю царство благоденствия на земле. Понимая, что слова пророков полны аллегорий и метафор, Иисус считал (как я думаю), что обещанный Мессия – не человек, а абстрактная категория – истина (Дух истины). Именно она (он) является Сыном Божьим и Мессией. То есть тем, кого Бог помазал на вечное царствование. Только Царство этого Царя не на земле, а на небе. И потому Иисус давал людям понять, что время книги закончилось, что истина (Мессия) уже явилась в его лице. Что следует начать новую жизнь, свободную от лжи и зла; жизнь служения истине. Но говорил Иисус, как и свойственно пророкам, от имени Бога, и языком аллегорий. Люди, плохо понимая его речи, восхищались, однако, их поэтичностью, и в глубине души надеялись – не он ли Мессия? Народ ждал апофеоза проповедей Иисуса – его воцарения! Однако шли годы, апофеоз не наступал. Надо полагать, люди уже попривыкли к проповедям Иисуса, и порою, его даже пытались побить. Да и власти Израиля относились к нему с раздражением, так как на его фоне теряли свой авторитет. В этой обстановке, надо полагать, Иуда Искариот и решил, предав Иисуса властям, ускорить разрешение ситуации – либо Иисус объявит о себе и будет признан Мессией, либо потерпит фиаско. Но Иисус оставался прежним. Возмущённые этим, иудеи потребовали его смерти, а Иисус мужественно принял её, явив миру пример жертвенного служения истине. Воскрес ли Иисус после смерти? Возможно, пророчество Иисуса о его воскресении содержало аллегорию. Он мог говорить о возрождении той истины (что нёс миру сам), в другом человеке (других людях). Подобно тому, как дух Илии воскрес в Иоанне (Крестителе). Мог говорить о том, что явится духом ученикам на третий день. Но поняли его буквально, что видно из требований иудеев охранять его гроб до третьего дня: «так как обманщик тот говорил, что в третий день воскреснет». Возможно, прогнозируемый гнев толпы, которая могла счесть себя обманутой, и заставил апостолов заявить о телесном воскресении Учителя. А затем чудесная весть была разнесена по всему миру, обрастая всё новыми «подробностями». Не приврать – истории не рассказать (а есть сведения, что подавляющая масса повествований об Иисусе уничтожена самой же христианской церковью). Но возможно ли обрекать себя на мучительную смерть ради идеи? А примеру Иисуса последовали апостолы и многие другие адепты христианства. Или их вдохновляли всё же чудеса? А что вдохновляло героев, обрекающих себя на мучительную смерть, ради спасения Родины? Чудеса или чувство долга? Почему же идея, пострадавшего ради людей Бога, не могла подвигать верующих на героические поступки? К тому же, христианство считалось иудейской ересью, и было запрещено. Угнетённые же люди могли находить отдушину хотя бы в этом противостоянии своим угнетателям – в запретной вере, обещающей им справедливость, хотя бы на небе. А адептами христианства становились, в первую очередь, парии (синоним христианства того времени – религия рабов). Известно также, что пассионарным зарядом чаще обладают именно те, кому нечего терять, кто не имеет надежды на лучшее. В начале 4-го века этой пассионарностью христиан решил воспользоваться император Константин с целью сплочения империи – он сделал христианство государственной религией (хотя и не учёл опасности буквального понимания христианских идей для государственных устоев). Так христианство сделалось общепринятой традицией. И нет ничего удивительного в том, что эта традиция является ныне мировой религией. Пророки Будда и Магамет, например, Богами не считались, а буддизм и ислам – тоже мировые религии. Правда, ислам с самого начала утверждался силой оружия (признак духовной слабости), но о буддизме-то этого не скажешь. А ведь он появился на шесть веков раньше христианства. Да и христианство утверждалось не только проповедью любви… В частности – проповедью страха. Ведь тем, кто не признаёт человека Иисуса Христом, Спасителем и Богом, обещаны вечные муки в аду. Вот так круто!
+4
коллив
Дар
Артемида.
Библеист
Участников: 8
Ретроспекция становления христианства.
коллив- пользователь
- Сообщения : 91
Очки : 117
Репутация : 6
Дата регистрации : 2016-01-17
- Сообщение 1
Ретроспекция становления христианства.
Наверное, каждый человек, читающий книги Нового Завета Библии, испытывает чувства любви и сочувствия по отношению к главному герою книги – Иисусу Христу. Но это книжный образ. Разноречивость текстов заставляет усомниться в абсолютной правдивости книги. А как относиться к описанным в ней чудесам? Посмели бы иудеи возражать человеку, способности которого несоизмеримы с человеческими? А ведь они не только спорили с Иисусом и укоряли его, но даже казнили (хотя такого чудотворца надлежало беречь). В тексте (от Иоанна) Иисус заявляет, что верующий в него, совершит такие же дела, как и он совершал (и даже большие). Но где такие верующие? В том же тексте Иисус обещает исполнить любую (!) просьбу верующего в него. Но попробуйте попросить! Так, может быть, никаких чудес и не было? Как же тогда появились такие книги?
Думаю, это могло выглядеть так. Жил в Израиле чистый сердцем, мудрый, верующий человек по имени Иисус. Он понимал, что несовершенство жизни на земле – это данность, принципиально изменить которую человек не в силах. И потому, следует все свои силы направить на то, что в силах человека – изменить себя. Израиль, в то время, уже веками ждал обещанного пророками Мессию (Христа), который должен был устроить Израилю царство благоденствия на земле. Понимая, что слова пророков полны аллегорий и метафор, Иисус считал (как я думаю), что обещанный Мессия – не человек, а абстрактная категория – истина (Дух истины). Именно она (он) является Сыном Божьим и Мессией. То есть тем, кого Бог помазал на вечное царствование. Только Царство этого Царя не на земле, а на небе. И потому Иисус давал людям понять, что время книги закончилось, что истина (Мессия) уже явилась в его лице. Что следует начать новую жизнь, свободную от лжи и зла; жизнь служения истине. Но говорил Иисус, как и свойственно пророкам, от имени Бога, и языком аллегорий. Люди, плохо понимая его речи, восхищались, однако, их поэтичностью, и в глубине души надеялись – не он ли Мессия? Народ ждал апофеоза проповедей Иисуса – его воцарения! Однако шли годы, апофеоз не наступал. Надо полагать, люди уже попривыкли к проповедям Иисуса, и порою, его даже пытались побить. Да и власти Израиля относились к нему с раздражением, так как на его фоне теряли свой авторитет. В этой обстановке, надо полагать, Иуда Искариот и решил, предав Иисуса властям, ускорить разрешение ситуации – либо Иисус объявит о себе и будет признан Мессией, либо потерпит фиаско. Но Иисус оставался прежним. Возмущённые этим, иудеи потребовали его смерти, а Иисус мужественно принял её, явив миру пример жертвенного служения истине. Воскрес ли Иисус после смерти? Возможно, пророчество Иисуса о его воскресении содержало аллегорию. Он мог говорить о возрождении той истины (что нёс миру сам), в другом человеке (других людях). Подобно тому, как дух Илии воскрес в Иоанне (Крестителе). Мог говорить о том, что явится духом ученикам на третий день. Но поняли его буквально, что видно из требований иудеев охранять его гроб до третьего дня: «так как обманщик тот говорил, что в третий день воскреснет». Возможно, прогнозируемый гнев толпы, которая могла счесть себя обманутой, и заставил апостолов заявить о телесном воскресении Учителя. А затем чудесная весть была разнесена по всему миру, обрастая всё новыми «подробностями». Не приврать – истории не рассказать (а есть сведения, что подавляющая масса повествований об Иисусе уничтожена самой же христианской церковью). Но возможно ли обрекать себя на мучительную смерть ради идеи? А примеру Иисуса последовали апостолы и многие другие адепты христианства. Или их вдохновляли всё же чудеса? А что вдохновляло героев, обрекающих себя на мучительную смерть, ради спасения Родины? Чудеса или чувство долга? Почему же идея, пострадавшего ради людей Бога, не могла подвигать верующих на героические поступки? К тому же, христианство считалось иудейской ересью, и было запрещено. Угнетённые же люди могли находить отдушину хотя бы в этом противостоянии своим угнетателям – в запретной вере, обещающей им справедливость, хотя бы на небе. А адептами христианства становились, в первую очередь, парии (синоним христианства того времени – религия рабов). Известно также, что пассионарным зарядом чаще обладают именно те, кому нечего терять, кто не имеет надежды на лучшее. В начале 4-го века этой пассионарностью христиан решил воспользоваться император Константин с целью сплочения империи – он сделал христианство государственной религией (хотя и не учёл опасности буквального понимания христианских идей для государственных устоев). Так христианство сделалось общепринятой традицией. И нет ничего удивительного в том, что эта традиция является ныне мировой религией. Пророки Будда и Магамет, например, Богами не считались, а буддизм и ислам – тоже мировые религии. Правда, ислам с самого начала утверждался силой оружия (признак духовной слабости), но о буддизме-то этого не скажешь. А ведь он появился на шесть веков раньше христианства. Да и христианство утверждалось не только проповедью любви… В частности – проповедью страха. Ведь тем, кто не признаёт человека Иисуса Христом, Спасителем и Богом, обещаны вечные муки в аду. Вот так круто!
Думаю, это могло выглядеть так. Жил в Израиле чистый сердцем, мудрый, верующий человек по имени Иисус. Он понимал, что несовершенство жизни на земле – это данность, принципиально изменить которую человек не в силах. И потому, следует все свои силы направить на то, что в силах человека – изменить себя. Израиль, в то время, уже веками ждал обещанного пророками Мессию (Христа), который должен был устроить Израилю царство благоденствия на земле. Понимая, что слова пророков полны аллегорий и метафор, Иисус считал (как я думаю), что обещанный Мессия – не человек, а абстрактная категория – истина (Дух истины). Именно она (он) является Сыном Божьим и Мессией. То есть тем, кого Бог помазал на вечное царствование. Только Царство этого Царя не на земле, а на небе. И потому Иисус давал людям понять, что время книги закончилось, что истина (Мессия) уже явилась в его лице. Что следует начать новую жизнь, свободную от лжи и зла; жизнь служения истине. Но говорил Иисус, как и свойственно пророкам, от имени Бога, и языком аллегорий. Люди, плохо понимая его речи, восхищались, однако, их поэтичностью, и в глубине души надеялись – не он ли Мессия? Народ ждал апофеоза проповедей Иисуса – его воцарения! Однако шли годы, апофеоз не наступал. Надо полагать, люди уже попривыкли к проповедям Иисуса, и порою, его даже пытались побить. Да и власти Израиля относились к нему с раздражением, так как на его фоне теряли свой авторитет. В этой обстановке, надо полагать, Иуда Искариот и решил, предав Иисуса властям, ускорить разрешение ситуации – либо Иисус объявит о себе и будет признан Мессией, либо потерпит фиаско. Но Иисус оставался прежним. Возмущённые этим, иудеи потребовали его смерти, а Иисус мужественно принял её, явив миру пример жертвенного служения истине. Воскрес ли Иисус после смерти? Возможно, пророчество Иисуса о его воскресении содержало аллегорию. Он мог говорить о возрождении той истины (что нёс миру сам), в другом человеке (других людях). Подобно тому, как дух Илии воскрес в Иоанне (Крестителе). Мог говорить о том, что явится духом ученикам на третий день. Но поняли его буквально, что видно из требований иудеев охранять его гроб до третьего дня: «так как обманщик тот говорил, что в третий день воскреснет». Возможно, прогнозируемый гнев толпы, которая могла счесть себя обманутой, и заставил апостолов заявить о телесном воскресении Учителя. А затем чудесная весть была разнесена по всему миру, обрастая всё новыми «подробностями». Не приврать – истории не рассказать (а есть сведения, что подавляющая масса повествований об Иисусе уничтожена самой же христианской церковью). Но возможно ли обрекать себя на мучительную смерть ради идеи? А примеру Иисуса последовали апостолы и многие другие адепты христианства. Или их вдохновляли всё же чудеса? А что вдохновляло героев, обрекающих себя на мучительную смерть, ради спасения Родины? Чудеса или чувство долга? Почему же идея, пострадавшего ради людей Бога, не могла подвигать верующих на героические поступки? К тому же, христианство считалось иудейской ересью, и было запрещено. Угнетённые же люди могли находить отдушину хотя бы в этом противостоянии своим угнетателям – в запретной вере, обещающей им справедливость, хотя бы на небе. А адептами христианства становились, в первую очередь, парии (синоним христианства того времени – религия рабов). Известно также, что пассионарным зарядом чаще обладают именно те, кому нечего терять, кто не имеет надежды на лучшее. В начале 4-го века этой пассионарностью христиан решил воспользоваться император Константин с целью сплочения империи – он сделал христианство государственной религией (хотя и не учёл опасности буквального понимания христианских идей для государственных устоев). Так христианство сделалось общепринятой традицией. И нет ничего удивительного в том, что эта традиция является ныне мировой религией. Пророки Будда и Магамет, например, Богами не считались, а буддизм и ислам – тоже мировые религии. Правда, ислам с самого начала утверждался силой оружия (признак духовной слабости), но о буддизме-то этого не скажешь. А ведь он появился на шесть веков раньше христианства. Да и христианство утверждалось не только проповедью любви… В частности – проповедью страха. Ведь тем, кто не признаёт человека Иисуса Христом, Спасителем и Богом, обещаны вечные муки в аду. Вот так круто!
Дар- пользователь
- Сообщения : 3531
Очки : 4968
Репутация : 523
Дата регистрации : 2012-12-07
Откуда : Евросоюз
Настроение : верю и надеюсь на лучшее
- Сообщение 2
Re: Ретроспекция становления христианства.
Буддизм разве учит проявлять заботу о ближнем или заботиться о домашних своих?
А Вы не допускаете, что так и есть, и что АД существует (?), пусть даже и не с вечными муками, хотя этот отрезок времени может и вечностью показаться.В частности – проповедью страха. Ведь тем, кто не признаёт человека Иисуса Христом, Спасителем и Богом, обещаны вечные муки в аду. Вот так круто!
_________________
- подпись:
- Храни,Вас,Господь!
Библеист- пользователь
- Сообщения : 6708
Очки : 9098
Репутация : 98
Дата регистрации : 2014-05-10
- Сообщение 3
Re: Ретроспекция становления христианства.
да тут все просто
Христианство без Христа это Игорь Лихнякевич и его кумпания
Христианство без Христа это Игорь Лихнякевич и его кумпания
Артемида.- пользователь
- Сообщения : 20171
Очки : 20840
Репутация : 232
Дата регистрации : 2014-07-17
Откуда : С Луны.
Настроение : Москаляку на гиляку!
- Сообщение 4
Re: Ретроспекция становления христианства.
Простите, а что такое ретроспекция?..
_________________
коллив- пользователь
- Сообщения : 91
Очки : 117
Репутация : 6
Дата регистрации : 2016-01-17
- Сообщение 5
Re: Ретроспекция становления христианства.
Дар пишет:Буддизм разве учит проявлять заботу о ближнем или заботиться о домашних своих?
Я мало знаком с буддизмом, но, насколько мне известно, он учит любить всё живое (а не только ближних и домашних).
А Вы не допускаете, что так и есть, и что АД существует (?), пусть даже и не с вечными муками, хотя этот отрезок времени может и вечностью показаться.
Допускаю, но верю в то, что Бог лучше людей.
коллив- пользователь
- Сообщения : 91
Очки : 117
Репутация : 6
Дата регистрации : 2016-01-17
- Сообщение 6
Re: Ретроспекция становления христианства.
Артемида. пишет:Простите, а что такое ретроспекция?.
Попытка восстановления истинных событий, произошедших в далёком прошлом.
Дар- пользователь
- Сообщения : 3531
Очки : 4968
Репутация : 523
Дата регистрации : 2012-12-07
Откуда : Евросоюз
Настроение : верю и надеюсь на лучшее
- Сообщение 7
Re: Ретроспекция становления христианства.
Понятно, что мало знаете о нём.коллив пишет:
Я мало знаком с буддизмом, но, насколько мне известно, он учит любить всё живое (а не только ближних и домашних).
Лучше то лучше конечно, никто и не спорит.))) Но существует ЗАКОН , а он безжалостен и далеко немилосерден, именно по этой причине и был послан Иисус Христос, через которого возможно исполнить его. Никакие другие верования такой возможностью не обладают и только христианство воспевает ЛЮБОВЬ, которая и есть исполнение закона.
Допускаю, но верю в то, что Бог лучше людей.
_________________
- подпись:
- Храни,Вас,Господь!
коллив- пользователь
- Сообщения : 91
Очки : 117
Репутация : 6
Дата регистрации : 2016-01-17
- Сообщение 8
Re: Ретроспекция становления христианства.
Дар пишет:Лучше то лучше конечно, никто и не спорит.))) Но существует ЗАКОН , а он безжалостен и далеко немилосерден, именно по этой причине и был послан Иисус Христос, через которого возможно исполнить его.
Это книжничество. Где подтверждения написанного в книге? Израиль веками ждал Мессию. Моисей говорил о Нём, многочисленные пророки... Люди постоянно спорили о Нём, существовали непримиримые секты. И что?
Пришёл, якобы, Мессия... Принял ли Его Израиль? Нет. Почему? Такой скептически настроенный народ? И это сыны Авраама?
Зато другие народы "приняли". И теперь они поделились между собой на непримиримые конфессии и заняты бесконечными спорами о книге. И раз в год хором утверждают: "Воистину воскресе". Но ведь это лжесвидетельство - никто из них не видел воскресения.
Никакие другие верования такой возможностью не обладают и только христианство воспевает ЛЮБОВЬ, которая и есть исполнение закона.
Какой возможностью? В мире процветают ложь, насилие! Кругом льются слёзы и кровь. Что делают христиане? Поют? Сам подпевал когда-то...
тля ума- пользователь
- Сообщения : 1453
Очки : 1472
Репутация : 15
Дата регистрации : 2015-04-05
- Сообщение 9
Re: Ретроспекция становления христианства.
коллив пишет: В мире процветают ложь, насилие! Кругом льются слёзы и кровь. Что делают христиане? Поют? Сам подпевал когда-то...
Так ведь Царство Божие не от мира сего.
На небесах не будет ни крови, ни слёз.
А на земле этого не избежать.
Дар- пользователь
- Сообщения : 3531
Очки : 4968
Репутация : 523
Дата регистрации : 2012-12-07
Откуда : Евросоюз
Настроение : верю и надеюсь на лучшее
- Сообщение 10
Re: Ретроспекция становления христианства.
С этим не поспоришь.))) Но кто не понимает действия любви, то им и не объяснить.коллив пишет:Это книжничество. Где подтверждения написанного в книге? Израиль веками ждал Мессию. Моисей говорил о Нём, многочисленные пророки... Люди постоянно спорили о Нём, существовали непримиримые секты. И что?
Пришёл, якобы, Мессия... Принял ли Его Израиль? Нет. Почему? Такой скептически настроенный народ? И это сыны Авраама?
Зато другие народы "приняли". И теперь они поделились между собой на непримиримые конфессии и заняты бесконечными спорами о книге. И раз в год хором утверждают: "Воистину воскресе". Но ведь это лжесвидетельство - никто из них не видел воскресения.
В мире ничего не делается просто так или без причины. Другими словами, что посеяно, то и жнётся.Какой возможностью? В мире процветают ложь, насилие! Кругом льются слёзы и кровь. Что делают христиане? Поют? Сам подпевал когда-то...
Конечно жалко и тяжело видеть всё это, но быть в Его покое и знать, что с тобой ничего дурного не произойдёт ( в это тяжкое времечко), считаю, что это не мало.
_________________
- подпись:
- Храни,Вас,Господь!
коллив- пользователь
- Сообщения : 91
Очки : 117
Репутация : 6
Дата регистрации : 2016-01-17
- Сообщение 11
Re: Ретроспекция становления христианства.
тля ума пишет:Так ведь Царство Божие не от мира сего. На небесах не будет ни крови, ни слёз. А на земле этого не избежать.
Не избежать - не означает бездействовать. Нужны ли в Царстве Небесном такие хладнокровные?
коллив- пользователь
- Сообщения : 91
Очки : 117
Репутация : 6
Дата регистрации : 2016-01-17
- Сообщение 12
Re: Ретроспекция становления христианства.
Дар пишет:Конечно жалко и тяжело видеть всё это, но быть в Его покое и знать, что с тобой ничего дурного не произойдёт ( в это тяжкое времечко), считаю, что это не мало.
Атеисты тоже стараются обеспечить себе такой покой, стараясь не замечать происходящего вокруг и отгораживаясь в своём микромире от бед ближних.
Дар- пользователь
- Сообщения : 3531
Очки : 4968
Репутация : 523
Дата регистрации : 2012-12-07
Откуда : Евросоюз
Настроение : верю и надеюсь на лучшее
- Сообщение 13
Re: Ретроспекция становления христианства.
Не корректное сравнение,хотя имеете право так судить.коллив пишет:Дар пишет:Конечно жалко и тяжело видеть всё это, но быть в Его покое и знать, что с тобой ничего дурного не произойдёт ( в это тяжкое времечко), считаю, что это не мало.
Атеисты тоже стараются обеспечить себе такой покой, стараясь не замечать происходящего вокруг и отгораживаясь в своём микромире от бед ближних.
_________________
- подпись:
- Храни,Вас,Господь!
Артемида.- пользователь
- Сообщения : 20171
Очки : 20840
Репутация : 232
Дата регистрации : 2014-07-17
Откуда : С Луны.
Настроение : Москаляку на гиляку!
- Сообщение 14
Re: Ретроспекция становления христианства.
коллив пишет:Артемида. пишет:Простите, а что такое ретроспекция?.
Попытка восстановления истинных событий, произошедших в далёком прошлом.
А.. спасибо, буду знать..
_________________
Черный ворон- Администратор форума
- Предупреждение : 10
Сообщения : 11692
Очки : 13225
Репутация : 1272
Дата регистрации : 2012-12-08
- Сообщение 15
Re: Ретроспекция становления христианства.
Артемида, поставьте себе это в аватарку, Вам очень подходит, и не потребуется во всех темах вставлятьАртемида. пишет:
_________________
Артемида.- пользователь
- Сообщения : 20171
Очки : 20840
Репутация : 232
Дата регистрации : 2014-07-17
Откуда : С Луны.
Настроение : Москаляку на гиляку!
- Сообщение 16
Re: Ретроспекция становления христианства.
Черный ворон пишет:Артемида, поставьте себе это в аватарку, Вам очень подходит, и не потребуется во всех темах вставлятьАртемида. пишет:
Если б эта картинка была меньше по размеру, то поставила бы её внизу, там где цитаты.
_________________
Аллачка- Создатель Форума
- Предупреждение : 203
Сообщения : 11365
Очки : 13498
Репутация : 665
Дата регистрации : 2012-12-07
Откуда : Раша vs БелаРаша
Настроение : как всегда !ООО
- Сообщение 17
Re: Ретроспекция становления христианства.
вы то уж точно установили события)) не то что другие сектыколлив пишет:Артемида. пишет:Простите, а что такое ретроспекция?.
Попытка восстановления истинных событий, произошедших в далёком прошлом.
Аллачка- Создатель Форума
- Предупреждение : 203
Сообщения : 11365
Очки : 13498
Репутация : 665
Дата регистрации : 2012-12-07
Откуда : Раша vs БелаРаша
Настроение : как всегда !ООО
- Сообщение 18
Re: Ретроспекция становления христианства.
артемида видать зчоет перезагрущить форум чтоб он тормозил)) ну а сама фотка дивгаюшаяся прекрасна! Артемида приобщается так плохаязать оЧерный ворон пишет:Артемида, поставьте себе это в аватарку, Вам очень подходит, и не потребуется во всех темах вставлятьАртемида. пишет:
Вeloruses- пользователь
- Сообщения : 2476
Очки : 2554
Репутация : 75
Дата регистрации : 2015-08-23
- Сообщение 19
Re: Ретроспекция становления христианства.
Артемида. пишет:Простите, а что такое ретроспекция?..
Простите, а какой смысл в приукрашивании этого вопроса понравившейся Вам картинкой?
» Иудаизм под видом христианства
» Очищение христианства (а точнее учения Иисуса Христа) от примесей, наслоений, искажений, добавок, превратных толкований и т. п.
» отличие иудаизма от христианства
» Кресчюд против книжного христианства !
» Встреча Папы Римского и патриарха России. История начала кризиса христианства в 21 веке
» Очищение христианства (а точнее учения Иисуса Христа) от примесей, наслоений, искажений, добавок, превратных толкований и т. п.
» отличие иудаизма от христианства
» Кресчюд против книжного христианства !
» Встреча Папы Римского и патриарха России. История начала кризиса христианства в 21 веке